Плавание грудных детей

Алексей

Раннее, с первых месяцев жизни, плавание очень полезно, это одновременно лечебно-оздоровительное и закаливающее мероприятие, благоприятное воздействие воды на недавно родившегося ребёнка объясняется длительным периодом его развития во внутриутробной (жидкой) среде и сохранением плавательных рефлексов после рождения.

Плавая, ребёнок погружается в привычную ему среду, ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает чувство психологического комфорта. Водные процедуры прекрасно укрепляют нервную систему, снимают напряжение, способствуют хорошему сну, плавание, как и любой другой вид физической активности, оказывает влияние на весь организм ребёнка, развивая все органы и системы.

Благодаря регулярным занятиям, в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется высшая нервная деятельность. В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все движения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребёнка (при правильном их применении), способствуют его тренировке. Поэтому плавание особенно рекомендуется детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костномышечной и нервной систем, естественно, прежде чем начинать занятия в воде, ребёнка необходимо показать педиатру.

Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждый здоровый ребёнок, начиная с 10-15 дней жизни, при отсутствии противопоказаний может заниматься плаванием, проводить занятия можно через 40-60 минут после кормления или за 30 минут до кормления, продолжительность занятий- от 5 до 20 минут, проводить лечебное плавание и упражнения в воде лучше через 2-3 часа после лечебной гимнастики.

Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в воде является открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребёнка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Обучение плаванию проводится в ваннах, а затем в микробассейнах детских поликлиник, удобно заниматься с ребёнком дома в обычной взрослой ванне. Главные принципы занятий в воде, как и при применении других средств лечебной физкультуры- это постепенность и систематичность. В первые 2-3 месяца ребёнок, в основном, привыкает к процедуре, в это время можно находиться в ванне вместе с малышом, многие матери отмечают, что совместное купание- огромное удовольствие.

Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь температуру 37-37 с половиной градусов, с понижением её до конца первого месяца плавания до тридцати четырёх, третьего месяца- тридцати двух. Таким образом, происходит постепенное закаливание ребёнка, но если в занятиях произошёл перерыв, надо снова вернуться к первоначальной температуре. Обучают малыша плавать не спеша, спокойно, стараясь стимулировать проявление плавательных рефлексов, первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой ребёнка (одна рука взрослого поддерживает головку и верхнюю часть спины, другая- область груди спереди).

Таким образом удобно держать малыша в положении и на спине, и на животе, можно первое время поддерживать его под живот. Необходимо, чтобы тело ребёнка во время большей части занятия находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение. Первые движения в воде- это скольжение по поверхности (поперёк ванны, вдоль, восьмёркой), и покачивания, уши малыша могут быть погружены в воду, при плавании на груди следует поддерживать ему подбородок, чтобы в рот не попала вода. При появлении у ребёнка гребных движений характер поддержки облегчается, двуручные поддержки заменяются одноручными, поддерживается только голова как самая тяжёлая часть тела, это создаёт условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и спине. Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание, полейте головку и лицо ребёнка водой, захваченной рукой из ванны, детям обычно это не очень нравится, но они закрывают глаза и на две-три секунды задерживают дыхание, повторяйте это упражнение в каждом занятии по 3-4 раза.

К самостоятельному плаванию можно приступать только тогда, когда ребёнок будет достаточно тренирован в задержке дыхания и овладеет навыком грести руками, но это не главная цель занятий, важно подружить малыша с водой и способствовать гармоничному развитию маленького человека.