Развитие навыков самообслуживания у детей

Алексей

Повседневная деятельность является необходимой частью нашего дня и включает в себя различные задачи, такие как одевание, купание, чистка зубов или волос и питание.

Большинство из нас очень мало думают или прилагают мало усилий при выполнении этих задач, но как мы научились их выполнять? В течение первого года нашей жизни мы начинаем развивать навыки, необходимые для того, чтобы заботиться о себе. Важно, чтобы у детей было много возможностей практиковать эти навыки. Мы рассмотрим типичное развитие навыков самообслуживания и приведем примеры того, как поощрять развитие ребенка.

Одевание

Годовалый ребенок уже начал изучать, как снимать одежду, снимая носки и поднимать руки, чтобы помочь снять рубашку. В возрасте от 1 до 2 лет ребенок продолжит это исследование и научится снимать обувь. Они также начнут помогать просовывать руки в отверстия и вытягивать ноги в штаны или колготки. В возрасте от 2 до 3 лет ребенок может самостоятельно снимать простую одежду. Они учатся надевать застегивающиеся спереди топы (куртки, рубашки на пуговицах), расстегивать и расстегивать большие пуговицы. К 4 годам ребенок может самостоятельно одеваться и раздеваться с помощью застежек и завязок. К 5 или 6 годам ребенок почти независим в навыках одевания, нуждаясь в помощи только в сложных застежках, таких как ремни, и в выборе подходящей одежды в соответствии с погодой.

Купание и уход

Годовалый ребенок начинает осознавать необходимость уборки. Им можно вытирать лицо салфеткой или полотенцем (не полностью). Они могут брать такие инструменты, как зубная щетка или ложка, и имитировать движения, которые перерастут в контролируемое использование. В возрасте от 1 до 2 лет ребенок начинает получать удовольствие от купания и проявляет интерес к помощи. К 3 годам они активно участвуют в умывании и помогают чистить зубы. В 3 или 4 года ребенок может мыться под присмотром и некоторой помощью с волосами. Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет должен быть в состоянии самостоятельно выполнять задачи по купанию и уходу за собой, хотя время от времени ему необходимо напоминать о том, что мыться и чистить зубы надо тщательно.

Туалет

Когда ребенка начинают приучать к горшку, родители часто сбиваются с толку. Как правило, первым признаком того, что ребенок готов начать приучение к горшку, является его способность указывать, когда он мокрый или испачканный, что обычно происходит к 2 годам. Следующим шагом является его способность указать, что ему нужно сходить в туалет. 3-летний ребенок должен пользоваться ванной под контролем родителя в дневное время, ему все еще нужна помощь для вытирания и ухода. К 4 годам ребенок развивает ночной контроль и меньше нуждается в помощи при вытирании и управлении застежками на одежде. В 5-6 лет ребенок самостоятельно справляется с туалетом.

Кормление

Около 6 месяцев ребенок развивает силу верхней части тела и рук, чтобы держать свою бутылочку. К 7-8 месяцам они уже могут хватать маленькие кусочки хлопьев или детского печенья и подносить их ко рту. Они могут начать использовать ложку для кормления примерно к 12 месяцам. В возрасте 1-2 лет ребенок пользуется ложкой (с проливом), может держать и пить из чашки-непроливайки. В возрасте от 2 до 5 лет ребенок развивает способность пользоваться ложкой и вилкой и может пить из чашки без крышки (с некоторым проливом).

Самое важное, что нужно помнить о развитии любых навыков в детстве, это то, что это требует времени и много практики. Потратьте время на эти навыки, особенно по вечерам и в выходные дни. Оказывайте как можно меньше помощи. Когда ребенок подрастет, позвольте ему решать проблемы и давать больше словесной обратной связи, чем практической помощи. Дети учатся через игру, поэтому превратите это в игру. Вы можете играть в переодевание или одевать мягкую игрушку, чтобы научиться одеваться, играть в прятки, когда ребенок стягивает салфетку или мочалку со своего лица или головы, чтобы научиться ухаживать за собой, а также использовать ложки и другие принадлежности, играя в пудинг или яблочное пюре для кормления и использования посуды. Дайте ребенку как можно больше возможностей практиковать свои навыки, позволяйте ему делать ошибки и получайте удовольствие от изучения новых навыков.

Важно помнить, что эти навыки развиваются в разном темпе у каждого ребенка, и представленные возрасты считаются средними. Если ваш ребенок развивает эти навыки немного быстрее или медленнее, не нужно беспокоиться. Если в развитии этих навыков наблюдается значительная задержка, то необходимо обратиться за рекомендацией к врачу.