Массаж и гимнастика для недоношенных детей

Алексей

У вас родился ребёнок, но вы одновременно счастливы и огорчены, так как желанное событие совершилось раньше обычного срока. Однако расстраиваться не нужно: при правильном уходе, выполнении всех рекомендаций врача ваше дитя вырастет здоровым.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ 

Терпеливое, ровное отношение и уверенность в своих силах помогут преодолеть все трудности. На первом году жизни важно следить за физическим развитием ребёнка, масса тела недоношенных детей при рождении, как правило, не превышает 2500 граммов, рост - 45 сантиметров, у детей с высокой степенью недоношенности показатели массы тела бывают и ниже, до 900-1000 граммов, рост- менее тридцати пяти сантиметров.

Состояние здоровья недоношенных детей при рождении может быть удовлетворительным, такие дети требуют лишь специальных условий для выхаживания вследствие незавершённости внутриутробного развития. Во избежание необоснованной тревоги следует помнить, что дети, родившиеся преждевременно, достигают в физическом и психомоторном развитии уровня своих доношенных сверстников только через определённое время. При этом большое значение имеют степень зрелости (срок рождения ребёнка, его масса тела при рождении) и состояние здоровья.

Выделяют 4 степени зрелости (группы) недоношенных детей: первая степень- масса тела составляет 2001-2300 граммов, вторая степень- 1501-2000 граммов, третья степень- 1000-1500 граммов, четвёртая степень- менее тысячи граммов. Недоношенные дети в своём физическом и психомоторном развитии на протяжении от года до трёх лет постепенно достигают уровня развития детей, рождённых в срок, чем меньше масса тела ребёнка при рождении, чем больше степень его недоношенности, тем в более старшем возрасте достигает он уровня развития своего доношенного сверстника.

Однако следует отметить, что темпы нарастания массы тела у недоношенных детей более высокие по сравнению с детьми, рождёнными в срок, и чем меньше масса тела ребёнка при рождении, тем интенсивнее идёт её нарастание на протяжении первого года жизни. Однако, несмотря на высокие темпы её нарастания у детей, рождённых преждевременно, к первому году жизни всё же возможно её отставание от массы тела доношенных сверстников, эти дети достигают нормального уровня физического развития лишь к двум-трём годам, нельзя «требовать» от недоношенного ребёнка, чтобы он сразу же походил на ребёнка, рождённого в срок.

Дети с недоношенностью первой степени имеют, как правило, лишь временное отставание темпов психомоторного развития, поэтому этих детей можно считать практически здоровыми. Исходя из этих соображений для детей первой группы предлагаются массаж и физические упражнения, представленные девятью комплексами, они отличаются от комплексов для здоровых доношенных детей большей постепенностью увеличения нагрузки как в самом комплексе, так и на протяжении всего первого года жизни (так, если для доношенных сверстников предусмотрены 4-5 комплексов, то для детей этой группы - 9), это даёт возможность выбора более дозированной и индивидуальной нагрузки. Для недоношенных детей второй группы также подбирается комплекс массажа и гимнастики из девяти представленных комплексов, подбирается он не по паспортному возрасту ребёнка, а в соответствии с уровнем его психомоторного развития. Недоношенные дети третьей и четвёртой групп имеют не только более выраженные во времени сдвиги в становлении нервнопсихических реакций и движений, у них могут быть и неврологические нарушения, связанные с поражением центральной нервной системы, чаще встречаются заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и других органов и систем.

При выборе комплекса для этой группы детей надо тем более учитывать не паспортный возраст ребёнка, а истинный, который определяется уровнем его развития, например, ребёнку ещё 8 месяцев, но по своему психофизическому развитию он соответствует пятимесячному, поэтому за основу занятий с ним нужно взять комплекс гимнастики для пятимесячного ребёнка, а дополнительно, если есть какое-либо заболевание, использовать рекомендации, изложенные в соответствующих разделах и согласованные с педиатром. Дети с сочетанными заболеваниями могут быть во всех группах, вероятность проявления и тяжесть заболевания детей, естественно, увеличиваются с повышением степени риска. Среди комплексных мероприятий по выхаживанию недоношенных детей важное место занимают лечебная физкультура и массаж.

ЗНАЧЕНИЕ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

первый год жизни- самый ответственный этап развития ребёнка, особенно рождённого преждевременно, от того, как он сумеет приспособиться к новым условиям жизни (вне материнского организма), как справится с нарушениями в состоянии здоровья, зависят благополучие и гармония последующего его развития. Необходимо помнить, что на первом году жизни организм ребёнка пластичен, обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению повреждённых или задержанных в своём развитии функций органов и систем.

Физическое воспитание недоношенных детей на первом году жизни основывается на физиологических особенностях организма этих детей: недостаточное созревание коры головного мозга к моменту рождения, незрелость его структур, несовершенство дыхательной функции, низкие адаптационные (приспособительные) возможности в меняющихся условиях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции). В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться пониженный тонус мышц, общая вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или даже их отсутствие. У некоторых детей в возрасте двух-трёх месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: могут наблюдаться нарушения сна (ребёнок плохо засыпает, часто просыпается), повышенный тонус мышц, значительная двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям, у них чаще развиваются осложнения.

Методика лечебной физкультуры для недоношенных детей разработана с учётом их физиологических особенностей, а также данных современной науки о нормализации важнейших функций организма вследствие оздоровления психики и нервномышечного аппарата. Задачами массажа и гимнастики являются прежде всего оздоровление, закаливание и своевременное правильное развитие организма ребёнка, весьма важно развивать основные движения (особенно ползание, повороты, сидение, стояние, ходьбу), а также положительные эмоции, зрение, слух, речь, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой систем, тренировать органы равновесия (вестибулярный аппарат). Физическое воспитание здоровых недоношенных детей следует начинать рано- с двух-трёхнедельного возраста, подход к выбору характера упражнений, приёмов массажа должен быть индивидуальным, бережным, с учётом возраста ребёнка, его развития, массы тела при рождении.

Начинать лечебную гимнастику надо с упражнений, основанных на врождённых рефлексах новорождённого, эти упражнения активные, они более щадящие, чем пассивные, то есть Упражнения, которые взрослые проводят сами, например, сгибая и разгибая ноги ребёнка. Методика включает в себя: лечение положением, лечебную гимнастику, приёмы классического и точечного массажа, эти методы могут применяться одновременно (сочетанно) или последовательно (поочерёдно). Преимущественное использование того или другого метода определяется как состоянием здоровья ребёнка, так и его заболеванием, а также тренированностью организма в процессе занятий. Лечение положением- это приёмы, способствующие правильному положению головы, шеи, тела, рук и ног, осуществляется оно различными укладками и упражнениями. В лечебную гимнастику входят упражнения, основанные на безусловных рефлексах, некоторые активные упражнения и упражнения при помощи взрослого, то есть Пассивные упражнения. Классический массаж выполняется посредством следующих приёмов- поглаживание, растирание, разминание, вибрация, лёгкие ударные приёмы, родителям следует научиться различным приёмам массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома самим. Точечный массаж осуществляется одновременным надавливанием и вращением одним или двумя пальцами на определённые рефлексогенные зоны тела ребёнка и применяется как при ослабленных растянутых мышцах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц- стимулирующий метод, медленные мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастающим увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от зоны), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц- тормозной метод. Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время, она должна стать одним из обязательных режимных моментов, отдельные упражнения следует повторять 2-3 раза в день. Возможно проводить занятия с ребёнком несколько раз в день (4-6), но понемногу, по 5 минут каждое занятие, начинать занятия надо за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него, нельзя делать массаж и гимнастику перед ночным сном. Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней 20-24градуса, в тёплое время года лечебную физкультуру лучше делать при открытом окне или форточке, а с пяти-шестимесячного возраста- на свежем воздухе. Увеличивать физическую нагрузку в комплексе лечебной гимнастики следует постепенно и на протяжении длительного времени, это очень важно, чтобы не переутомлять ребёнка. Признаки утомления при занятиях гимнастикой и массажем: недовольство ребёнка, возбуждение, ухудшение качества выполнения им упражнений, значительное отвлечение от занятий, вялость (пассивность), при появлении хотя бы одного из признаков утомления необходимо уменьшить нагрузку в занятиях. Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий комплекс лечебной гимнастики можно разделить на две части, проводя его в два приёма, упражнения надо чередовать в определённой последовательности, меняя работающие группы мышц. Массаж должен предшествовать гимнастическим упражнениям, прежде чем выполнять движения руками и ногами, следует их помассировать, в середине комплекса производится массаж спины, а затем можно приступить к движениям, в которых участвуют мышцы спины. Перед упражнениями в положении лёжа на спине проделывается массаж живота и груди, продолжительность каждого массажного приёма от полминуты до одной-двух минут. Пока ребёнок не привык к колебаниям температуры, не следует обнажать его полностью, приступая к занятиям лечебной физкультурой, так, например, проводя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела ребёнка в это время следует прикрыть пелёнкой и, наоборот, не снимать распашонки, занимаясь ногами, лишь когда ребёнок привыкнет к воздушным ваннам при занятиях гимнастикой, можно обнажать его полностью, таким образом, массаж и гимнастика будут сочетаться с процедурой закаливания воздухом. Величину нагрузки определяют продолжительностью занятий и повторением каждого упражнения в комплексе, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха, дыхательными упражнениями. Для лучшего контакта с ребёнком во время занятий нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры и нахождение в комнате других людей, громкую музыку, обилие игрушек, всё внимание родителей, проводящих занятие, должно быть сосредоточено на ребёнке. При этом упражнения следует сопровождать спокойным, негромким, ласковым обращением к ребёнку или звучанием тихой, мелодичной музыки, с трёх-четырёх месяцев жизни надо приучать ребёнка к речевым указаниям (например, «возьми погремушку, кольцо»), с восьми-девяти месяцев стараться вызвать по слову взрослого самостоятельное исполнение ребёнком ряда упражнений, таким образом, в каждое занятие необходимо включать упражнения, способствующие развитию зрительных, слуховых реакций и двигательных умений. Достижения ребёнка при выполнении упражнений следует учитывать и поощрять улыбкой, тоном, ласковыми словами, даже если ребёнок не поймёт их смысла, то уловит по тону одобрительное отношение матери или отца. Обращённая к ребёнку речь имеет и другое, не менее важное, значение, чёткая, правильная речь родителей, сочетаемая с показом называемой игрушки, действием руки ребёнка, например, захватывающей эту игрушку, подготавливает его к произношению первых слогов и слов. Чтобы заинтересовать ребёнка, при проведении гимнастики надо использовать игрушки, например, чтобы повернуться и захватить игрушку, ребёнку необходимо выполнить определённые движения, игрушки должны быть разных цветов, формы, звучания. Продолжительность занятий по одному и тому же комплексу зависит от разных причин: степени психофизического развития ребёнка, его возможности усвоить упражнения комплекса, показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переводу на следующий, более сложный комплекс, помимо возраста ребёнка, является его хорошая реакция непосредственно на проводимые упражнения (спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, тёплые конечности). Переход к занятиям по комплексу с большей психофизической нагрузкой необходимо делать постепенно, путём введения в старый комплекс нескольких упражнений, вырабатывая новые навыки последующего комплекса, и лишь через некоторое время- полностью заменять упражнения предыдущего комплекса упражнениями нового.

ПОДБОР ВЕЛИЧИНЫ НАГРУЗКИ В КОМПЛЕКСЕ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ

Снижение нагрузки- Продление курса занятий по одному и тому же комплексу, например, не 3 недели, а один-полтора месяца, Уменьшение времени однократно проводимого занятия, например, не 15-20, а 10-15 минут за счёт уменьшения числа повторений каждого упражнения и приёмов массажа в комплексе, Снижение темпа и амплитуды движений, занятия проводить в медленном и среднем темпе, чаще включать паузы отдыха и дыхательные упражнения, последние делать без движения рук и ног ребёнка (так называемые статические упражнения), разбить основной комплекс, проводя его в течение дня в 2-3 приёма, исходное положение во время занятий лёжа, тон обращения к ребёнку при проведении занятий негромкий, неторопливый, спокойный. Повышение нагрузки- Более быстрый переход к новым упражнениям и к новому комплексу лечебной гимнастики, увеличение продолжительности однократно проводимого занятия за счёт увеличения числа повторений каждого упражнения и приёмов массажа в комплексе, ускорение темпа и увеличение амплитуды движений, занятия проводить в среднем темпе, а некоторые упражнения- и в быстром, реже включать паузы отдыха, давать дыхательные упражнения не только статические, но и с движением рук и ног ребёнка (так называемые динамические упражнения), дополнительно к основному комплексу повторять некоторые упражнения и приёмы массажа 3-5 раз в день по 5-8 минут, исходное положение лёжа, когда ребёнок овладеет навыками движений в горизонтальном положении (повороты туловища, ползание, самостоятельное присаживание и вставание), некоторые упражнения давать в положении сидя, а к году- стоя (упражнения в положении сидя можно давать в том случае, если у ребёнка в этом положении спина не круглая, а прямая), наряду с обычным тоном обращения допустим более оживлённый. При физическом воспитании недоношенных детей, учитывая несовершенство дыхательной системы, обмена веществ, придаётся особо важное значение дыхательным упражнениям, занятия необходимо начинать с дыхательных упражнений, а также перемежать ими некоторые упражнения комплекса. Дыхательные упражнения настоятельно рекомендуется проводить и самостоятельно 3-5 раз в течение дня, они способствуют повышению снабжения всех органов и тканей, в том числе и центральной нервной системы, кислородом, улучшению общего состояния ребёнка. При проведении массажа надо помнить о том, что кожа у недоношенных детей первых месяцев жизни тонкая, сухая, легко ранимая, в связи с этим вначале используют наиболее щадящие приёмы массажа (поглаживание) и лишь постепенно вводят другие приёмы (нежная вибрация, лёгкое растирание, похлопывание, разминание).

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ЧЕТЫРНАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ

На первом году жизни ребёнка происходит становление его психомоторного развития, в первые недели движения ребёнка беспорядочные, несогласованные. до трёх-четырёхмесячного возраста тонус мышц-сгибателей рук и ног повышен, в связи с чем руки и ноги ребёнка согнуты в суставах, постепенно движения совершенствуются. Вначале появляются координированные движения головы, плечевого пояса, рук, затем- движения в горизонтальном положении в виде поворота на бок, на живот, на спину, ползание, одновременно идёт развитие хватания, опоры рук, ног, сидения, стояния и ходьбы. Движения способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, без движений нет нормального развития ребёнка. На каждом возрастном этапе применяют те упражнения, к которым ребёнок подготовлен, приводим примерные комплексы лечебной гимнастики, разработанные с учётом возрастных особенностей развития ребёнка.

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Возраст ребёнка- две-три недели жизни, продолжительность занятий 6-8 минут, каждое упражнение повторяют 3-4 раза:
1. Дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок на руках матери, лицом к ней- выполните лёгкие ритмичные надавливания на спину ребёнка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
2. Дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок лежит на спине- совершайте лёгкие ритмичные надавливания на грудную клетку, её передние и боковые поверхности, обходя грудину.
3. Дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок лежит на боку- ритмичные надавливания на грудную клетку, её боковую и заднюю поверхности в положении на левом и правом боку поочерёдно.
4. Упражнения для стоп (рефлекторные)- указательным и средним пальцами одной руки захватите ступню ребёнка, а большим пальцем другой нажмите на подошву у основания пальцев, это вызывает сгибание пальцев стопы, затем штриховым движением большим пальцем проведите по внутреннему краю стопы ребёнка к пятке и по наружному краю к мизинцу, происходит разгибание стопы.
5. Выкладывание на живот- ребёнок, как правило, поднимает или поворачивает голову в сторону, рекомендуется проводить перед каждым дневным кормлением, начиная с тридцати секунд до пятнадцати минут.
6. Упражнение для рук- исходное положение: ребёнок лежит на спине- слегка отведите согнутые руки ребёнка в стороны, скользя ими по поверхности стола- вдох, затем мягко прижмите их согнутыми к боковым поверхностям груди- выдох, отведение рук можно делать с лёгкой вибрацией.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Возраст ребёнка- от одного до двух месяцев, каждое упражнение повторить 3-4 раза:
1. Дыхательное упражнение- надавливания на спину и грудную клетку ребёнка.
2. Дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок лежит на боку (поочерёдно левом и правом)- взрослый левой рукой придерживает ребёнка, а правой захватывает его согнутую руку (за локоть), поднимает её кверху- вдох, затем прижимает её к груди и животу ребёнка- выдох.
3. Массаж рук (поглаживание)- исходное положение: ребёнок лежит на спине- большой палец вложите в кисть ребёнка, слегка придерживая её остальными, свободной рукой поглаживайте внутреннюю поверхность руки малыша в направлении от кисти к плечу.
4. Упражнение для рук (рефлекторное)- исходное положение То же- большими пальцами обеих рук мягко надавите на ладонную поверхность кистей обеих рук ребёнка, при этом малыш крепко захватывает ваши пальцы в кулачки.
5. Массаж ног- исходное положение То же- поглаживайте наружную и заднюю поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.
6. Массаж стоп- поглаживайте тыльную поверхность стоп ребёнка, поддерживая их вторыми-третьими пальцами обеих рук за пятки, поглаживание выполняется подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад, затем помассируйте подошву.
7. Рефлекторные упражнения для стоп.
8. Массаж живота- круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки без надавливания на область печени (правое подреберье), другой рукой придерживайте ноги ребёнка.
9. Рефлекс опоры и выпрямления ног- поддерживайте ребёнка под мышки лицом к себе, стопы малыша опираются о стол, при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребёнка с поверхностью стола происходит их разгибание.
10. Рефлекторная ходьба- при поддержке ребёнка под мышки и лёгком наклоне его вперёд вызывается шаговый рефлекс, направляйте движения ребёнка к себе или от себя.
11. Выкладывание на живот.
12. Массаж спины- исходное положение: ребёнок лежит на животе- поглаживание по направлению от головы к ягодицам ладонью и от ягодиц к голове тыльной стороной кисти.
13. Развитие зрительного и слухового сосредоточения- положите ребёнка поочерёдно на живот и на спину, покажите малышу яркую звучащую игрушку, подвигайте игрушкой, находящейся на расстоянии 25-30 сантиметров, вправо, влево, вверх, ребёнок поворачивает голову за игрушкой.
14. Покачивание в позе эмбриона.
15. Массаж грудной клетки- поглаживайте пальцами по межрёберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Возраст ребёнка 2-3 месяца, каждое упражнение повторить 3-4 раза:
1. Массаж рук- поглаживание.
2. Дыхательное упражнение- медленно отведите руки ребёнка в стороны, скользя ими по поверхности стола- вдох, затем прижмите их к груди- выдох.
3. Упражнение для рук (рефлекторное)- исходное положение: ребёнок лежит на спине- большими пальцами обеих рук легко надавливайте на ладони ребёнка, происходит сгибание пальцев в кулак, если прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребёнок захватит её.
4. Массаж ног- поглаживание.
5. Массаж стоп.
6. Рефлекторные упражнения для стоп.
7. Рефлекс опоры и выпрямления ног.
8. Рефлекторная ходьба.
9. Массаж живота- круговое (по часовой стрелке) поглаживание, встречное поглаживание (левая рука тыльной стороной направляется снизу вверх, а правая сверху вниз ладонью), поглаживание косых мышц живота- ладони взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки, охватывающими движениями они направляются навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди, точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых мышц живота.
10. Поворот на бок (поочерёдно на правый и левый) при помощи взрослого.
11. Массаж спины- поглаживание- от головы к ягодицам- ладонью, от ягодиц к голове- тыльной стороной кистей рук.
12. Рефлекторное упражнение для мышц спины- уложите ребёнка грудью на ладонь в наклонном положении, отступая на 1 сантиметр от позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушечками указательного и среднего пальцев проведите в направлении от лопаток к ягодицам и обратно, происходит изгибание туловища в форме дуги, открытой кверху.
13. Выкладывание на живот с опорой на предплечья- ребёнок в этом положении поднимает и удерживает голову, заинтересуйте малыша игрушкой.
14. Массаж грудной клетки- поглаживание.
15. Покачивание на мяче- положите ребёнка животом на мяч и медленно покачивайте.

ЧЕТВЁРТЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Возраст ребёнка- 3-4 месяца, каждое упражнение повторяют 3-5 раз:
1. Массаж рук- поглаживание по передневнутренней поверхности, кольцевое растирание, которое выполняется следующим образом: вложите большой палец в ладонь ребёнка, остальными придерживайте его кисть, большим и указательным пальцами другой руки обхватите кольцом руку ребёнка и, делая растирающие движения, продвигайтесь от кисти к плечу по наружной поверхности руки, завершите массаж поглаживанием.
2. Дыхательное упражнение.
3. Переход от рефлекса захвата к развитию хватательной функции руки- вложите в ладонь ребёнка игрушку (кольцо или другую), обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребёнка своей рукой, побуждайте его захватить игрушку, затем слегка потяните её к себе (отнимайте игрушку).
4. Массаж ног- поглаживание, тыльное сгибание стопы, кольцевое растирание- большим и указательным пальцами обеих рук обхватите кольцами (вплотную одно над другим) голень ребёнка в нижней её части, затем делайте энергичные расходящиеся кольцевые растирания задней поверхности голени и, в три-четыре оборота дойдя до колена, дальше растирайте наружные мышцы бедра, завершите массаж поглаживанием.
5. Массаж стоп.
6. Рефлекторные упражнения для стоп.
7. Рефлекс опоры и подтанцовывание- поддерживая ребёнка под мышки, поставьте его на поверхность стола полной стопой, малыш отталкивается от стола, подтанцовывает.
8. Рефлекторная ходьба по направлению к себе, от себя.
9. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам живота), лёгкое растирание подушечками пальцев в круговом направлении (вокруг пупка) по часовой стрелке, точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, завершить поглаживанием.
10. Повороты со спины на живот- обхватите левой рукой снизу голени ребёнка, указательный палец правой вложите в правую ладонь малыша, остальными охватывая его кисть, затем, слегка выпрямив ноги ребёнка, поверните его таз вправо, вслед за этим ребёнок поворачивает голову и плечевой пояс (рефлекторно) и вот он уже на животе, поправьте ему ручки, повороты выполняются в обе стороны.
11. Массаж спины и ягодиц- поглаживание, растирание подушечками пальцев, завершить поглаживанием.
12. Рефлекторное ползание в полувертикальном положении- приподнимите туловище ребёнка на 5-10 сантиметров, полусогнутые ноги ребёнка отталкиваются от ладони взрослого.
13. Рефлекторное ползание в положении на спине- полусогнутыми ногами ребёнок отталкивается от ладони взрослого.
14. Массаж груди- поглаживание, ритмичные надавливания на боковые поверхности грудной клетки.
15. Выкладывание на мяч на живот и на спину, покачивание в различных направлениях.

ПЯТЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Возраст ребёнка- 4-5 месяцев, каждое упражнение повторить 4-5 раз, за исключением упражнений 7 и 9, которые проводят по одному разу:
1. Массаж рук- поглаживание, кольцевое растирание, поглаживание.
2. Скрещивание рук на груди- дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок лежит на спине- вложите большой палец в ладони ребёнка, остальными придерживайте его кисти, отведите ручки в стороны- вдох, затем скрестите их на груди- выдох, повторите это упражнение несколько раз, медленно, причём при перекрещивании сверху должна ложиться попеременно то правая, то левая рука, упражнение можно делать в сочетании с лёгкой вибрацией.
3. Массаж ног- Поглаживание, кольцевое растирание, разминание, поглаживание. Разминание выполняйте следующим образом: положите ногу ребёнка между своими ладонями так, чтобы одна рука легла на передненаружную поверхность, а другая- на заднюю, одновременно двумя ладонями производите энергичные разминающие движения, возможны другие варианты: продольное, поперечное разминание.
4. Одновременное сгибание и разгибание ног- исходное положение: ребёнок лежит на спине- обхватите ноги ребёнка в области голеней, согните ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу, колени ребёнка должны быть разведены в стороны, затем выпрямите ноги, упражнение делается медленно, мягко.
5. Повороты со спины на живот в обе стороны.
6. Массаж спины и ягодиц- поглаживание, растирание подушечками пальцев, разминание и поколачивание или пощипывание ягодиц, поглаживание. Разминание ягодиц лучше делать одной рукой, другой фиксируя область таза, или обеими руками в М-образном направлении.
7. Положение пловца- исходное положение: ребёнок лежит на животе- подведите одну ладонь под живот ребёнка, ноги удерживайте в области голеней вилочкой, затем поднимите малыша над столом в горизонтальном положении, при этом его тело образует дугу, открытую кверху.
8. Массаж живота- все виды поглаживания (круговое, встречное, по косым мышцам), растирание, стимулирующие приёмы- точечный массаж, пощипывание, поглаживание.
9. Подготовка к присаживанию- исходное положение: ребёнок лежит на спине- подведите ладони под спину ребёнка, затем поднимите ребёнка почти до вертикального положения, при этом его голова не должна запрокидываться.
10. Упражнения на сопротивление- отталкивание от руки, отталкивание от мяча.
11. скользящие шаги- исходное положение: ребёнок лежит на спине- взрослый обхватывает голени ребёнка спереди, согнув его ноги и прижав ступни к поверхности стола, попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.
12. подтанцовывание.
13. Массаж груди- поглаживание, ритмичное надавливание на боковые поверхности грудной клетки.
14. бокс- сгибание и разгибание рук- дайте ребёнку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными придерживайте кисти, сгибайте и разгибайте руки ребёнка попеременно, упражнение делается в медленном темпе, мягко.
15. Покачивание на мяче в положении на животе с самостоятельным отталкиванием стопами от поверхности стола, в положении на спине в различных направлениях, постепенно увеличивая размах движений.

ШЕСТОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Возраст ребёнка- 5-6 месяцев, каждое упражнение повторить 4-6 раз, за исключением упражнений 15 и 16, которые проводят 1 раз, техника массажа описана в предыдущем комплексе:
1. Массаж рук- поглаживание, растирание.
2. Скрещивание рук на груди- дыхательное упражнение.
3. Массаж ног- поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.
4. Одновременное сгибание и разгибание ног.
5. Сгибание и разгибание ног попеременно- обхватив ноги ребёнка так, как и в предыдущем упражнении, сгибайте их поочерёдно, медленно, мягко, можно в сочетании с вибрацией.
6. Поворот со спины на живот.
7. Рассматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса и опорой на ладони выпрямленных рук, захват игрушки из положения на животе.
8. Массаж спины и ягодиц- поглаживание, растирание, разминание, стимулирующие приёмы, поглаживание.
9. Поднимание ребёнка за подмышки из положения лёжа на животе до вставания на колени и на ноги- поддерживайте ребёнка под мышки, скользящим движением слегка протащите его по плоскости стола, затем, продолжая это движение, несколько приподнимите верхнюю половину туловища, при этом бёдра и колени продолжают скользить, касаясь поверхности стола, ребёнок сам становится вначале на одно, затем на второе колено, выпрямляется, встаёт на стопы, надо повернуть его лицом к себе, улыбнуться, похвалить.
10. Массаж живота- поглаживание, растирание, стимулирующие приёмы, поглаживание.
11. Присаживание при поддержке за руки, разведённые на ширину плеч- исходное положение: ребёнок лежит на спине- дайте ребёнку обхватить свои указательные пальцы, разведите руки на ширину плеч, затем со словами «сядь» и лёгким подтягиванием за руки побуждайте ребёнка сесть, если ребёнок запрокидывает голову, значит, он не готов ещё к этому упражнению. 12 . ползание- исходное положение: ребёнок лежит на животе- полусогнутые ноги ребёнка упираются в ладонь взрослого, игрушка лежит впереди, словами «достань игрушку» и сгибая ноги поочерёдно, стимулируйте ползание.
13. Массаж груди- поглаживание, надавливание на грудную клетку.
14. бокс.
15. Рефлекторное упражнение для мышц спины- исходное положение: ребёнок лежит на животе- укладывают ребёнка животом на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола (взрослый придерживает ребёнка за таз и ноги), при этом ребёнок должен разогнуть шею и туловище, поднимая их вышеСтола, образуя дугу, открытую вверх (руки ребёнка выпрямляются и выдвигаются вперёд), движение стимулируют словом, игрушкой, помогают точечным массажем спины, это упражнение можно заменить парением на животе.

СЕДЬМОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Возраст ребёнка- 6-9 месяцев, каждое упражнение повторить 4-6 раз, техника массажа описана в пятом комплексе:
1. Массаж рук.
2. Скрещивание рук- дыхательное упражнение- в ладони ребёнка вкладывают кольца или удобные для захвата игрушки (с округлой ручкой), упражнение выполняйте как указано в пятом комплексе.
3. Массаж ног.
4. Поперечное сгибание и разгибание ног.
5. Поворот со спины на живот с придерживанием только за ноги (поочерёдно вправо и влево)- обхватите голени в нижней трети правой рукой, левой показывайте игрушку, которую кладут слева или справа на расстоянии вытянутых рук ребёнка, предложите достать её, слегка поворачивая ноги.
6. Активные повороты (без помощи или с незначительной помощью)- движение делать поочерёдно вправо на бок и на живот и влево, побуждая словами: «достань игрушку, повернись на живот».
7. Массаж спины и ягодиц.
8. Ползание на четвереньках- обучайте малыша стоять и ползать на четвереньках, для этого, обхватив бёдра ребёнка, согните ему ноги под животом, движение стимулируют лёгким подталкиванием и игрушкой.
9. Массаж живота.
10. Поднимание выпрямленных ног- исходное положение: ребёнок лежит на спине- обхватите голени малыша, фиксируя коленные чашечки, затем поднимите выпрямленные ноги ребёнка до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных суставах, и верните в исходное положение.
11. Присаживание при поддержке за согнутые руки, держась за кольца.
12. Вставание на ноги с упором- исходное положение: ребёнок лежит на спине- взрослый, удерживая ребёнка двумя руками под мышки, вначале присаживает его (ноги опираются о живот взрослого), затем ставит на ноги и снова возвращает в исходное положение.
13. Поднимание из положения на животе за выпрямленные руки до положения стоя- исходное положение: ребёнок лежит на животе- дайте ему обхватить ваши указательные пальцы, остальными придерживайте кисти, отведите руки в стороны до полного разгибания, затем выпрямленные руки ребёнка приближают к голове на уровне ушей, ребёнок поднимает голову назад-вверх, упираясь стопами, встаёт на колени, затем- на прямые ноги.
14. Массаж груди.
15. Упражнение для развития ходьбы- исходное положение: ребёнок стоит на столе, лицом или спиной к взрослому - стимулирование переступания в возрасте семи месяцев при поддержке под мышки, в возрасте восьми-девяти- при поддержке за локти обеих рук, за кисти.

ВОСЬМОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Возраст ребёнка- 9-12 месяцев, каждое упражнение повторить 4-6 раз, массаж рук можно уже не делать:
1. Круговые движения руками- ребёнок обхватывает большие пальцы ваших рук, кольца или игрушки- плавно отведите руки в стороны, поднимите к голове, затем вперёд и вниз в исходное положение, это упражнение можно начинать и раньше, если ребёнок достаточно овладел более простыми упражнениями (скрещивание рук, бокс).
2. бокс с кольцами из положения лёжа и сидя.
3. Доставание игрушки- ребёнок должен достать игрушку, которую взрослый держит на высоте вытянутых рук ребёнка.
4. Массаж ног.
5. Упражнения для ног- повторите попеременное сгибание ног в различном темпе, можно предложить ребёнку сделать это самостоятельно.
6. Повороты со спины на живот и обратно (самостоятельно).
7. Поднимание выпрямленных ног- ребёнок пытается достать стопами, поднимая ножки, игрушку (палочку, мяч), которую держит взрослый.
8. Массаж спины и ягодиц.
9. Наклон за игрушкой и выпрямление туловища по просьбе взрослого «достань игрушку» (с помощью).
10. Приседания- предложите малышу присесть на корточки, колени его при этом должны быть широко разведены.
11. Массаж живота.
12. Присаживание за согнутые руки, за одну руку, за кольца.
13. Тачка- ходьба на руках.
14. Массаж груди.
15. Обучение ходьбе.

ДЕВЯТЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Возраст ребёнка- 12-14 месяцев, каждое упражнение повторить 4-6 раз:
1. Дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок сидит или стоит- по просьбе взрослого ребёнок поднимает руки с кольцами вверх- вдох, затем опускает их или обнимает грудную клетку- выдох, взрослый помогает сделать заключительную часть упражнения.
2. Массаж ног.
3. Вставание на ноги из любого положения по просьбе взрослого, взрослый слегка помогает ребёнку встать.
4. Массаж спины и ягодиц.
5. Наклоны и выпрямление.
6. Массаж живота.
7. Поднимание выпрямленных ног.
8. Присаживания.
9. Напряжённое прогибание спины- самолёт- исходное положение: ребёнок лежит на животе- разведите его руки в стороны, выполняя это движение, ребёнок поднимает голову и плечевой пояс, можно делать это упражнение с кольцами.
10. Массаж груди.
11. Тачка- ходьба на руках.
12. Обучение ходьбе.
13. Приседание на корточки- взрослый побуждает это движение, говоря: «стань маленьким», голени ребёнка должны быть разведены, затем предложите ребёнку встать, потянувшись вверх: «стань большим».
14. Перелезание через препятствия, учите малыша перелезать через различные невысокие предметы (диванные подушки, большие игрушки и тому подобное).

(рекомендации составлены по руководству Красиковой И.С.)