Плоскостопие и плосковальгусная установка стоп

Алексей

Плоскостопие- это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении сводов стопы, истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, это чаще врождённая форма, при которой стопы имеют характерный вид- стопа-качалка или пресс-папье, гораздо чаще ставится диагноз- плосковальгусная установка стоп, в этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки кнаружи.

Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе, эти важные функции обеспечиваются специальным анатомическим строением: стопа состоит из трёх сводов, которые образованы костями и укреплены мышцами и связками. Внутренний продольный свод расположен на внутренности стопы (от пятки до первого пальца) и обеспечивает рессорную функцию, наружный продольный свод, соответственно расположен на наружной части стопы и обеспечивает её опорность, поперечный свод также, как и внутренний продольный, смягчает удары при движении. В образовании нормальных сводов важную роль играет не только правильное взаиморасположение многочисленных частей стопы, но и нормальное состояние её связочного аппарата и согласованная работа мышц стопы и голени.

Детская стопа не является точной, только уменьшенной, копией взрослой стопы, она имеет свои характерные особенности, костный аппарат, ещё неокрепший, имеет частично хрящевую структуру, мышцы и связки ещё слабы и очень подвержены растяжению. Окончательно своды стопы формируются к трём-четырём годам, хотя относительная слабость мышечно-связочного аппарата отмечается до шести-семилетнего возраста даже у здоровых детей.

Кроме того, стопы ребёнка до трёх лет кажутся плоскими потому что выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу, в том, что это плоскостопие мнимое, можно убедиться простым способом: поставьте босого ребёнка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его стопу с внутренней стороны, свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция отделена от твёрдой поверхности стола или пола слоем жира. Но если, глядя на ребёнка сзади, вы заметили, что его пятки отклонены кнаружи от продольной оси голени или ваш малыш снашивает свои первые ботиночки, заламывая задники и стирая внутреннюю часть подошвы или каблука, то это достаточно серьёзный повод для обращения к ортопеду, ранняя диагностика, своевременно начатое лечение или профилактика предотвратит развитие плоскостопия и сделает ножки вашего ребёнка здоровыми и крепкими.

Плосковальгусная установка стопы у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма, нарушения мышечного тонуса, общая мышечная слабость, недоношенность, частые и длительные острые респираторные вирусные заболевания, бронхиты, пневмонии и, особенно, рахит неблагоприятно сказываются на состоянии стоп.

Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двигательная активность, уже в младенческом возрасте следует обеспечить малышу наибольшую свободу движений, мышцы его должны правильно развиваться, нельзя стеснять стопы ребёнка тугими ползунками, тесными носками, не стоит детям до года надевать жёсткую обувь.

Массаж и гимнастика в раннем возрасте, плавание значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен веществ, способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, такие дети реже болеют и хорошо подготовлены к предстоящим нагрузкам на стопы.

Очень ответственный этап- вставание ребёнка на ноги и первые шаги, ожидая этого с вполне понятным нетерпением, многие родители стараются ускорить события, не торопитесь, пусть ваш малыш ползает до тех пор, пока не встанет самостоятельно.

Ползание- очень полезный навык для укрепления мышц всего тела, не ограничивайте его манежем, длительное стояние- слишком большая нагрузка для неокрепших ещё костей, мышц и связок стоп ребёнка.

У детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых, поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область внутреннего свода, падают более значительные нагрузки. Излишний вес ребёнка ещё больше усугубляет ситуацию, полные малоподвижные дети страдают плоскостопием особенно часто, к сожалению, многие родители относятся к плоскостопию не очень серьёзно и считают, что с ростом ребёнка стопы сами собой приобретут нормальное строение, однако, данное заболевание самым неблагоприятным образом сказывается на всей опорно-двигательной системе ребёнка.

У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как нарушается нормальное положение таза и позвоночника, кроме того, малыш, страдающий плоскостопием, не может овладеть правильными экономичными стереотипами ходьбы, бега, прыжков, он не в состоянии много ходить, потому что болят деформированные стопы, быстро устают ноги, ребёнок вынужден ограничивать себя в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх своих сверстников. Отсутствие рессорной функции уплощённой стопы приводит к постоянной микротравматизации позвоночника, спинного и головного мозга, повышенная утомляемость, нарушения нервных процессов и даже головные боли могут иметь свою первопричину в плоских стопах.

Деформация стоп- процесс прогрессирующий, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит, и наоборот, запущенные случаи лечатся значительно труднее и требуют гораздо больших усилий. Лечение плоскостопия и плосковальгусной деформации стоп должно быть комплексным, массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или ортопедическая обувь- средств коррекции достаточно, важно, чтобы процесс исправления дефектов стоп был непрерывным и достаточно длительным, включал в себя меры, укрепляющие весь организм ребёнка.

Массаж при плоскостопии и плосковальгусной установке стоп проводится на фоне общеукрепляющего лечения в соответствии с возрастом ребёнка, особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног), области ягодиц, ноги массируются по специальной методике. Итак, ребёнок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подложен небольшой валик: массаж спины- поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям к подмышкам, растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание. Пояснично-крестцовая область- поглаживание, энергичное растирание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны. Ягодичная область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление), снова поглаживание. Задняя поверхность ноги- общее поглаживание, затем поглаживание бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание. Массаж голени (задняя поверхность) более дифференцированный, так как Состояние мышц при плосковальгусной установке стопы различно- после общего поглаживания от пятки к подколенной ямке проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу, по наружной её части (латеральной головке) выполняется лёгкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание, широко применяются расслабляющие приёмы: поглаживание, потряхивание, растяжение. На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) применяют тонизирующие приёмы: энергичное растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев, интенсивное разминание, лёгкие ударные приёмы (поколачивание пальцами, рубление). При массаже стопы ей придают положение лёгкой супинации (поворота подошвой кнутри), подошву поглаживают и интенсивно растирают, внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, используя щипцеобразный захват.

После того, как проведён массаж задней поверхности одной ноги, переходят к массажу другой- исходное положение: ребёнок лежит на спине, под коленями- валик- проводится общее поглаживание ноги, передняя поверхность бедра: поглаживание, растирание, мягкое разминание, потряхивание, снова поглаживание от колена вверх и кнаружи, передняя поверхность голени: поглаживание от стопы до колена, растирание, разминание, снова поглаживание, область голеностопного сустава: поглаживание и растирание вокруг лодыжек, более интенсивно- вокруг внутренней лодыжки. Массаж тыльной поверхности стопы проводится одной рукой, другая удерживает стопу в положении лёгкой супинации, здесь используются приёмы поглаживания, граблеобразного растирания (растирание расставленными пальцами по межкостным промежуткам), ещё раз можно промассировать внутренний край стопы, особенно область первого пальца, затем массируется передняя поверхность другой ноги.

Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени, укрепляет ослабленные мышцы и снимает напряжение, это очень важно для восстановления их согласованной работы, кроме того, улучшая тонус и кровоснабжение мышц, связок и костей стопы, массаж способствует улучшению их питания и, следовательно, нормальному развитию и росту нижних конечностей.

Эффективность массажа возрастает, если на его фоне проводить корригирующие упражнения, для начала эти движения в стопах могут быть пассивными, то есть выполняться с вашей помощью. Супинация стопы (поворот стопы подошвой кнутри), тыльное сгибание стопы, подошвенное сгибание стопы, сгибание пальцев, супинация обеих стоп, захват и удержание подошвами небольшой округлой игрушки (кегли, мячика и тому подобное), вращение стоп. Эти упражнения обязательно входят в комплекс лечебной гимнастики, со временем ребёнок освоит эти движения и будет выполнять их самостоятельно.

Лечебная гимнастика проводится несколько раз в день, босиком или в тонких носочках, по 2-3 упражнения, особое внимание следует уделять навыку правильной установки стоп при стоянии и ходьбе. Ребёнок, начиная ходить, широко расставляет ноги, увеличивая таким образом площадь опоры, это нормально, но к двум-трём годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребёнок ставит стопы параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга. С целью лечения плосковальгусной установки стоп и воспитания правильного навыка ходьбы применяется ходьба по узкой дорожке, в качестве узкой дорожки можно использовать любую неширокую (10-15 сантиметров) доску, полосу на ковре, можно нарисовать её мелом и так далее. Предложите малышу пройти по такой дорожке, не выходя за её пределы, следите за правильностью ходьбы на прогулке, водите ребёнка по бревну на детской площадке, поребрику тротуара и так далее. Ходьба на наружных краях стоп (мишка косолапый), по двускатной ребристой доске, по различным рельефным поверхностям очень полезна для профилактики и лечения плоскостопия, конечно, лучше это сделать летом, когда малыш может бегать босиком и по мягкой земле, и по вязкому песку, и по жёстким камешкам. Дома с этой целью можно использовать рифлёные коврики, насыпать песок в полотняный мешок или в большую коробку. Захват мелких предметов пальцами ног развивает мелкие мышцы стопы, увеличивает подвижность и ловкость пальцев, это упражнение можно делать сидя или стоя, предложите малышу поймать мелкий предмет (карандаш, палочку) и удержать его некоторое время. Собирание платочка пальцами ног напоминает предыдущее упражнение, только в этом случае ребёнок захватывает и собирает ткань. Сидение в позе по-турецки прекрасно корригирует неправильное положение стоп, постарайтесь, чтобы эта поза стала у вашего ребёнка любимой. Вставание из позы по-турецки, помогайте ребёнку вставать, поддерживая его за руки, при стоянии стопы должны быть крест-накрест, меняйте их поочерёдно, так, чтобы впереди была то правая, то левая стопа, иногда требуется удерживать стопы. Приседание на полную стопу, при выполнении этого упражнения следите, чтобы стопы плотно стояли на полу всей своей поверхностью и были расположены параллельно, можно помогать малышу, поддерживая его под мышки или за руки. Вставание на носки, это упражнение можно объединить с предыдущим в игру “стань большим»- ребёнок встаёт на носочки и тянется вверх руками, «стань маленьким»- ребёнок приседает на полную стопу. Очень полезны для профилактики и лечения дефектов стоп лазание по шведской стенке или ходьба по лесенке, лежащей на полу.

Для детей с плосковальгусной установкой стоп очень полезно плавание и упражнение в воде, эти процедуры улучшают общее состояние ребёнка, так как Несут эффект закаливания, улучшения обмена веществ, укрепления опорно-двигательного аппарата, упражнения в ходьбе по дну ванны по рифлёному коврику, подпрыгивание на нём стимулируют чувствительные детские стопы, вода снимает излишнюю нагрузку на ноги, делая упражнения более лёгкими и приятными для ребёнка. Ортопедическое лечение может проводиться только по рекомендации врача-ортопеда, самостоятельно заказывать индивидуальные ортопедические стельки, а тем более покупать нельзя. Ортопедическая обувь и стельки не лечат, а только предупреждают дальнейшую деформацию стоп, пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как довольно быстро развивается атрофия мышц стопы, поэтому необходимо в любом случае проводить массаж и лечебную гимнастику.

Обувь для ребёнка с плосковальгусными стопами подбирается особенно тщательно, она должна быть устойчивой, иметь высокий жёсткий задник, удерживающий пятку в правильном положении, лучше носить ботиночки, фиксирующие голеностопный сустав. Обувь должна точно соответствовать размеру стопы стоящего ребёнка и быть на полсантиметра-сантиметр длиннее его самого длинного пальца, маленький каблучок- обязательная деталь хорошей обуви, он должен быть широким и устойчивым. Детям с деформацией стоп нельзя носить валенки, резиновые сапоги, мягкие тапки, сандалии без задника, ни в коем случае нельзя донашивать чужую обувь, как бы она хороша ни казалась, плохо подобранная обувь является наибольшим злом для нежных ножек ребёнка.