Дворовые игры: вспоминаем и играем.

Алексей Козик

Игра в пекаря, резиночка, классики..... Забытое и ненужное? Или актуальное и важное?

На приеме я зачастую рекомендую мамам и папам (а также дедушкам и бабушкам) вспомнить свое детство и поиграть в детьми с прекрасные, немного забытые дворовые игры 70-90 годов. Почему? В чем преймущество этих забав? Во-первых: они доступны абсолютно всем, не требуют дорогостоящего инвентаря и больших площадок для игры; во вторых: как правило данные игры направлены на тренировку всех групп мышц, улучшение координации движений, тренируют глазомер пространственную ориентацию, правильно формируют стереотип движений за счет многократного повторения однотипных циклов. Кроме того - немаловажное значение имеет то, что эти игры в своем большинстве - групповые, и коллективизм в данном случае играет весьма положительную роль за счет эффекта соревнования. Я планирую с вашей помощью напомнить правила игры всем, кто их забыл и надеюсь, что благодаря этому детей, имеющих ортопедические проблемы, связанные со слабостью мышц, станет меньше.

Начнем цикл с одной из самых популярных игр - игре в резиночку.

Правила игры в резиночку просты, как все гениальное. Для игры понадобится отрезок резинки, длиной от 2 до 4 метров и участники в количестве от 3 человек. Резиночка связывается, образуя замкнутый контур, и растягивается на ногах 2 играющих, после чего 3 участник начинает игру. В процессе игры резиночка поднимается по ногам все выше и выше, достигая положение от самого простого – на уровне щиколоток, до самого сложного – на поясе. После безошибочного выполнения всех упражнений на первом уровне, играющий повторяет их на следующем. Если же играющий ошибается в выполнении упражнения, ход переходит к следующему игроку, а допустивший ошибку занимает место в резиночке. Возможен вариант, когда в резиночку играют не 3, а 4 человека – парами. В этом случае партнер может выполнить упражнение вместо допустившего ошибку. Набор упражнений и последовательность их выполнения в разных вариантах игры могут быть различны, на рисунках ниже можно увидеть базовую схему правил игры в резиночку.

«В споре рождается истина». Все начинается с того, кто вперед скажет: «Правила наши!» И уж тут проявится вся детская фантазия, вредность и изощренность в желании победить! Между прочим, я считаю, что спор у детей - это элемент улучшения коммуникабельности :) Дворовые правила:

  • зацепки в счет или нет (это касается обуви, резинка может зацепляться за ремешки, заклепки), отсюда сразу же вытекает следующее правило — если в счет зацепки, тогда можно или нет снимать обувь; 
  • «выскользки» в счет или нет (когда в упражнениях нужно наступить на резинку, но резинка все же выскальзывает из-под стопы в последний момент); 
  • с остановками (и сколько остановок) или без — например, в «десяточках», когда одно действие нужно сделать много раз подряд; 
  • можно или нет останавливать резинку (она может двигаться при ветре и мешать выполнять упражнения) — это называется «море останавливать»; 
  • земля или/и люди «горячие» — это означает, что если падаешь, нельзя руками задевать землю или/и людей, чтобы удержаться; 
  • Базовые элементы игры в резиночку у всех разные, я приведу в пример основные, если я что-то упустил - ваше право в коментариях к статье написать дополнения - это только пойдет на пользу всем.

1. «Березка» . Исходное положение: стоя к резиночке боком. Перепрыгиваем сначала через одну половинку резиночки, а затем через вторую таким образом, чтобы резинка оставалась между ногами. Повотряем это действие столько раз, сколько лет прыгающему игроку. Выпрыгиваем за резиночку.

2. «Пешеходы». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на резиночку таким образом, чтобы прижать каждую половинку к земле ногой, затем меняем ноги.

 

3. «Ступеньки». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на ближнюю половину резиночки так, чтобы одна нога была под ней, а другая прижимала ее к земле. Перепрыгиваем на вторую половину резинки, меняя положение ног. Выпрыгиваем из резиночки и повторяем упражнение в обратную сторону.

 

4. «Бантик». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на ближнюю половину резиночки так, чтобы одна нога была под ней, а другая прижимала ее к земле. Не отпуская резиночку, прыгаем на вторую половину, располагая ноги симметрично. Выпрыгиваем за пределы резинки.

 

5. «Платочек». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на дальнюю половинку резинки, прижимая ее двумя ногами к земле. Ближняя половина резинки при этом должна зацепиться за ноги. Выпрыгиваем за пределы резиночки. В другом варианте необходимо не напрыгнуть, а перепрыгнуть через дальнюю половину резиночки.

 

6. «Конфетка». Исходное положение: внутри перекрученной, на подобие конфеты, резиночки. Подпрыгиваем, давая резиночке раскрутиться, и приземляемся ногами на половинки резинки.

 

7. «Конвертик» (или конфета). Исходное положение — стоим боком к резинке. Прыгаем сразу двумя ногами за дальнюю резинку, зацепив в прыжке ближнюю. Подпрыгиваем, освобождаемся и одновременно наступаем на обе резинки. Выпрыгиваем.

 

8. «Кораблик» (лодочка). Начало такое же, как и в «Конвертике», только при подпрыгивании наступать на резинки не нужно, а они должны оказаться между ног. Затем перекрещиваем резинки сначала в одну сторону, а затем — в другую. Резинка снова между ног. Выпрыгиваем.

 

9. «Фиалка». Игрок становится лицом к одному из держащих так, чтобы обе резинки находились между ног, подпрыгивает и наступает пятками на ближайшие резинки столько раз, сколько ему лет.

 

10. «Карандаш». Прыгать на одной ноге, как в простом прыжке.

11. «Косынка». Одной ногой приподнимаем ближнюю резинку и переносим ее за дальнюю, в прыжке поворачиваемся на 180 градусов, но резинку не отпускаем (вторая нога должна оказаться за дальней резинкой). Выпрыгиваем так, чтобы первая (ближняя) резиночка оказалась между ногами.

 

12. «Иголочка». Резинка должна остаться на одной ноге. Упражнение состоит из двух частей:
1) Исходное положение — стоим лицом к резинке. Ногой оттягиваем к себе дальнюю резинку так, чтобы она оказалась перед ближней, и наступаем на нее обеими ногами. Подпрыгиваем, отпускаем резинку и приземляемся обеими ногами на ближнюю резинку (не задевая дальнюю).
2) Исходное положение — стоим лицом к резинке. Ногой оттягиваем к себе дальнюю резинку так, чтобы она оказалась перед ближней, и наступаем на нее обеими ногами. Подпрыгиваем, отпускаем резинку и приземляемся на ближнюю и дальнюю резинку одновременно также обеими ногами.

 

13. «Трешки». Каждое действий нужно проделать, подпрыгивая каждый раз на месте, — сначала 3 раза, потом 2, потом по одному. 
Стоим боком к резинке, подпрыгиваем три раза на месте, затем в первый прыжок переносим одну ногу за ближайшую резинку (три раза на месте), затем переносим и другую (так, чтобы обе ноги оказались между резинками), также на месте подпрыгиваем три раза, далее переносим одну ногу уже за дальнюю резинку (раз-два-три прыжка). Дальше в прыжке поворачиваемся другим боком и продолжаем то же самое, но подпрыгивая всего два раза. В конце опять в прыжке поворачиваемся другим боком (тут главное не запутаться, когда поворачиваться, не ошибиться в количестве прыжков) и прыгаем только один раз.

 

14. «Сложные трешки или трешки-косынка». Выполняется как упражнение «косынка», только с добавлением «трешек».
15. «Ленинградские». На каждый прыжок проговаривается слог: «ле-», «-нин-», «-град-», «-ски-», «-е».

 

16. «Московские». Похожи на «ленинградские» (по крайней мере в начале), смотрите внимательнее схемы.

 

17. «Десятки». Набор упражнений выполняются подряд несколько раз. Например, 10 простых прыжков, 9 «косых», 8 «иголочек», 7 «фиалок», 6 «березок», 5 «косынок», 4 «конфеты», 3 «карандаша», 2 «бантика», 1 «пешеходы», либо придумать свои упражнения.

 

Вариантов упражнений может быть огромное количество, могут также вводиться дополнительные, самые сложные уровни, когда резиночка натягивается на высоте подмышек и шеи. Без труда научившись, как играть в резиночку на простейших уровнях, ребенок сможет проявить свою фантазию, выдумывая все новые и новые упражнения. Кроме очевидной пользы здоровью, игра в резиночку станет хорошим способом найти новых друзей и стать лидером.

Вариантов упражнений может быть огромное количество, могут также вводиться дополнительные, самые сложные уровни, когда резиночка натягивается на высоте подмышек. Без труда научившись, как играть в резиночку на простейших уровнях, ребенок сможет проявить свою фантазию, выдумывая все новые и новые упражнения. Кроме очевидной пользы здоровью, игра в резиночку станет хорошим способом найти новых друзей и стать лидером, укрепить мышцы ног, спины и брюшно стенки. 

 

С уважением и пожеланиями здоровья, доктор Козик Алексей.

 

 
 

 

 

Комментарии

  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий